qw2qw пишет:Настоятельно рекомендую прочитать статью ...URL...
Часть 1 - Воспитание - это...Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания. (Сюнь-цзы)
Как мы понимаем слово "Воспитание"
Как и подавляющее большинство современников, еще совсем недавно я тоже заблуждался в понимании слова "Воспитание"...
Изначально слово "Воспитание" имело качественный смысл, но постепенно этот смысл сделали менее заметным, а потом вообще спрятали за словами ничего не проясняющими. Приведу примеры.
В толковом словаре Даля сказано, что воспитывать значит "заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего... в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно...".
По определению русской универсальной энциклопедии ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание детей "есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле".
В современной педагогике под воспитанием понимается "... деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека".
В современной психологии воспитание рассматривается в первую очередь как "деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; ... воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду".
В БСЭ и Википедии воспитание рассматривается как "процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни".
Этого думаю достаточно. Здесь мы можем наблюдать, как от понятной фразы "обучать всему, что для жизни нужно..." мы приходим к непонятным фразам "... жизни, достойной Человека" или "подготовки к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни".
Вот прямо здесь мы и потеряли настоящий смысл слова "Воспитание"! С этого момента это слово означает все что угодно, но не то, что нужно. Может эти определения и не так страшны, но ведь "общественная, производственная и культурная жизнь" может быть направлена и против человека! Незаметно, тайно направлена против... Ведь такое может случиться?!
Что мы современники обычно понимаем под словом "Воспитание"? Этику! ... может еще какие нормы поведения... думаю, это всё! Мы ровным счетом ничего об этом слове не знаем, кроме как "нужно воспитать достойного Человека". И в этот самый момент малое затмевает большое! Мы воспитываем своих детей на том, что нельзя мусорить и сквернословить, что нельзя обижать слабых и нужно получить образование... Но ведь это не главное, это всего лишь следствие главного!
Как следует понимать слово "Воспитание"
Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. (Г.Гегель)
Наблюдая за тем, как кошка воспитывает своих котят, я понял, что же такое "воспитание", а также понял то, что человек необоснованно ставит себя выше всех других живых существ и отвергает возможность сравнения человека с животными... Да, у людей все сложнее, но это не исключает простого!
Что же такое воспитание? В первую очередь я рассматриваю "Воспитание" как предмет, а уж потом как деятельность. Если обратить внимание на общепринятые определения, в том числе указанные выше, то мы можем видеть, что большинство определений базируется на процессе, который описывается словами: деятельность, обучение, наставление и т.п. Я же считаю, что "Воспитание" это, прежде всего, предмет!
Воспитание - это необходимые для жизни знания, навыки и опыт. Воспитание обязательно должно включать то, как:
- прокормить и защитить себя, а также сохранить свое здоровье;
адаптироваться в обществе себе подобных и прожить счастливую и полезную жизнь;
самостоятельно развиваться и эффективно достигать свои цели.
И это я считаю качественным, однозначным и понятным определением!
Если сравнить мое определение с определением в Википедии, то становиться очевидным, что современное воспитание не предполагает думающего и самостоятельного человека, оно изначально направлено только на одно... на то, чтобы человек был пригоден для общества, каким бы оно не было! Общепринятое воспитание не предполагает самозащиту, саморазвитие и эффективность деятельности, а также не предполагает возможность счастливой и полезной жизни для самого человека!
Часть 2 - Картина современного общества или последствия современного воспитания.Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи. (Аристотель)
На самом деле все "непреодолимые" проблемы нашего общества берут свое начало именно от отсутствия воспитания (отсутствует воспитание детей и воспитание взрослых). Современное общество придумало множество инструментов и решений для своего спасения и активно их использует в борьбе за свое здоровье и процветание - но безрезультатно!.. И проблем не становиться меньше, к нашему удивлению, их становиться только больше...
Но здесь нет ничего удивительного, это лицемерие общества! Оно все понимает и знает о проблемах воспитания и о его значении... Только дело здесь в другом... Все люди должны быть слабыми и беспомощными - такова идея современного общества. Эта идея заключается в том, чтобы управлять людьми в своих интересах, так как выгодно обществу. Конечно же нельзя управлять по-настоящему воспитанным человеком: все решения он принимает СОЗНАТЕЛЬНО...
Поэтому современное общество придумало множество действенных решений, путаниц, уловок для того, чтобы вырастить человека, способного не задумываясь выполнять поручения - это главное дело общества!
Вот смотрите сами, все уже сказано в современной психологии: "воспитание - ... воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его подготовки к общественной жизни и труду".
Единственное, что нас хоть сколько-то выручает, это то, что средства производства стали действительно сложными и требуют наличия какого-то образования, иногда даже настоящего высшего... И вот здесь начинается самое интересное: как дать человеку образование (сложное знание) и не дать понимания (воспитания)?!
Решение оказалось простым! Отвлеките людей от "посторонних" мыслей (от развития и понимания) проблемами, нуждой и развратом. Здесь и возникают: дефицит, болезни, безработица, гламур, проституция, терроризм, криминал, нестабильность, нищета, наркомания и т.п. Некоторое из перечисленного возникает уже вследствие чего-то другого, но это не важно, это только на руку.
Современная тенденция развития общества не предполагает воспитания! От воспитания много неудобных людей и вопросов, поэтому воспитание не только не поддерживается современным обществом, а всеми силами блокируется.
Давайте посмотрим на главное образовательное учреждение - школу. Обратите внимание, не воспитательное учреждение, а всего лишь образовательное. Здесь и кроется один из основных обманов, слово "воспитание" старательно заменяют словом "образование".
Детей изолировали от взрослых, и преподают им исключительно общеобразовательные дисциплины или, что еще хуже, дисциплины религиозной и социальной тематики. Детей "грузят" этим так плотно, что они не успевают понимать суть того, что им дают и привыкают к изучению материала без осмысления, т.е. принимают все на веру. Что же касается накопленного предками опыта, то его не преподают ни в одном учебном заведении: ни в школах, ни в ВУЗах.
ВУЗы же отличаются от школы лишь тем, что вместо общеобразовательных предметов там преподаются профессиональные предметы. Философия в ВУЗе - это не философия, это истории философии. Пойдем дальше, философия в объеме кандидатского минимума (до этого добираются очень не многие) - и вот, вроде, наконец, настоящая философия... А вот опять же нет! Дадут современную теорию социальной философии, философию техники Хайдеггера (нельзя понять, можно только выучить) и еще что-то вроде этого... и все! При этом любые попытки поразмышлять приводят к проблемам при сдаче экзамена! Все должно быть заучено в точности, как продиктовано на лекциях!
Что же мы получаем дома, от родителей? Да ничего! Или то же самое, или ничего! Родители если и накопили какую-либо мудрость, то они не могут внятно ее сформулировать или слишком устали для этого... "Да и вообще стоит ли об этом говорить, это такие крохи... Да и зачем? Жизнь и наше потомство научит. Дети вырастут, и сами все поймут"...
И ЭТО ВСЕ! На этом наше воспитание закончено! С проблемами же самой жизни мы остаемся один на один, без какого либо представления о том, как эти жизненные проблемы нужно решать и как при этом справляться со своими эмоциями.
Все что нам остается так это слепо копировать взрослых, и если взрослые к этому моменту уже достаточно устали (а обычно это именно так), то копировать мы будем лишь усталость, злость, истерики, пьянство и т.п. В результате мы - невоспитанные дикари, без опыта предков, без понимания жизни, без важных знаний... И если мы не сопьемся, глядя на своих родителей, то проживем такую тяжелую и бесполезную жизнь, что хочется плакать...
Здесь следует отметить, что при отсутствии воспитания не накапливается опыт предков, и он не переходит к потомству, что приводит к тому, что все мы безнадежно из поколения к поколению остаемся обыкновенными рабами.
Боюсь, как бы наше слишком заботливое воспитание не создало нам племя карликов.(Георг Кристоф Лихтенберг)
Но есть и еще один бич нашего воспитания (воспитание детей): как говориться, "не можете помочь, так хоть не мешайте!".
Современные родители с таким пристрастием оберегают своих детей, что дети не имеют возможности приобретать даже свой собственный опыт. Современные родители имеют так мало детей (а точнее одного), что могут себе позволить контролировать каждый шаг своего ребенка. Родители не дают ребенку делать ошибки и получать затрещины от жизни... Они изолируют ребенка от любых опасностей, а вместе с тем не позволяют ему познавать этот мир, противостоять трудностям и накапливать опыт.
В результате у нас получаются такие декоративные люди. Люди, которые приходят в панику, когда нарушается их привычное окружение или ритм жизни. Вранье! что нужно учиться на чужих ошибках, нужно быть в "шрамах" и с довольной улыбкой от новой затрещины...
Эту часть мы начали с упоминания о "непреодолимых" проблемах нашего общества. Чтобы было понятно, что я имею в виду, приведу пример. Суицид (самоубийство)! Одна из главнейших проблем современного мирового общества.
В подавляющем большинстве причины суицида очень просты. Молодые люди не только не могут найти свое место в обществе, но и они не верят в то, что что-то может измениться в будущем. Молодые люди не знают, что такое жизнь и зачем она; они не могут вписаться в нее и не понимают как и куда им нужно вписываться и, конечно же, не видят выхода из этого. Остается делать, как делают все: смириться, получить "полезную" профессию и устроиться на работу! Но нет ничего тоскливей для молодого, активного человека, чем такая перспектива: всю жизнь проходить на скучную работу и прожить серую жизнь...
Что же в этой ситуации делает общество?! Прописывает антидепрессанты и религию!
Часть 3 - Портрет воспитанного человекаВоспитание - в счастье украшение, а в несчастье прибежище. (Аристотель)
Вернемся к нашему определению. Воспитание - это необходимые для жизни знания, навыки и опыт. Воспитание обязательно должно включать то, как:
- прокормить и защитить себя, а также сохранить свое здоровье;
адаптироваться в обществе себе подобных и прожить счастливую и полезную жизнь;
самостоятельно развиваться и эффективно достигать свои цели.
Так как же выглядит воспитанный человек, каков "портрет" воспитанного человека? Ниже я перечислю, некоторые особенности воспитанного человека, которые, я считаю, особенно важно понять и развить в себе. Помните, это всего лишь часть из того, что нужно развить воспитанному человеку. К сожалению, большего я пока еще не могу сказать...
Воспитанный человек опасен
Страх не научит детей отличать добро от зла; кто боится боли, тот всегда поддастся злу. (Феликс Дзержинский)
Человек должен быть опасен - это первое и самое главное знание! Вооружен значит свободен, не вооружен значит раб! Самое верное оружие, которое всегда с нами и никогда не подведет, - это наше тело. Поэтому первое, что нужно сделать на пути к воспитанию это развивать себя как оружие...
Если у вас нет возможности заниматься в зале с тренером, то не отчаивайтесь и занимайтесь дома, купите боксерскую грушу и "работайте" с ней.
Чтобы правильно выбрать тренера или чтобы эффективно заниматься дома, рекомендую сначала ознакомится с соответствующей литературой, настоятельно рекомендую книгу "Боевая машина" (автор Тарас Анатолий Ефимович). Но даже если вы не собираетесь развивать себя в этом направлении, книгу нужно прочитать, чтобы иметь представление о том, как нужно защищать себя. В книге освещается: психология боя, техника боя, обзор оружия, оборона от собак и многое другое.
После того как наше тело стало опасным, нам уже не так важно разрешают ли нам ношение оружия или нет.
Обращаю внимание, что запрет на ношение оружия и разные сложности для его регистрации существуют не случайно!
Когда вы станете опасным, мир сразу изменится вокруг вас: он станет более "приветливым" и гораздо проще!..
Воспитанный человек здоров и силен
Нужно иметь много сил, чтобы преодолевать все препятствия, которые сопутствуют нам на протяжении всей нашей жизни. Эти препятствия это самое лучшее, что есть в нашей жизни, они нас закаляют и даруют нам бесценный опыт побед и неудач.
А для того чтобы иметь много сил нам необходимо здоровье. Чтобы сохранить здоровье нужно заниматься физкультурой, и правильно ухаживать за своим телом.
Всегда нужно помнить, что человеческий организм рассчитан на постоянные физические нагрузки. Например, позвоночник не имеет собственной питающей его системы, он питается за счет диффузии жидкости, а диффузия возможна только при физической активности человека... А если вспомнить, что через позвоночник проходят главные нервные магистрали, то становиться очевидным что пассивный образ жизни, это прямая угроза всему организму, включая кишечник, печень, почки, легкие и т.д.
Что же касается ухода за телом, то здесь следует отметить главным образом питание человека и его образ жизни... Нужно провести самые четкие параллели между питанием и образом жизни и состоянием здоровья...
Воспитанный человек умеет познаватьВоспитанный человек умеет познавать и понимает, что такое суть. В его картине мира малое не затмевает большое.
Это действительно очень интересный момент! Нам со всех сторон с малых лет твердят о том, что нам нужно что-то изучить, что-то освоить, что-то понять... Мы готовы! Но как это сделать?! "Да все просто! Заучивайте! Надорвитесь, но вбейте себе в голову!".
Да, возможно, это единственный способ, но тогда почему в детстве/юношестве мне было намного сложнее понимать знания, чем теперь?!
Ответ прост, наверное, теперь я знаю что-то такое, чего я не знал раньше. Точно! Теперь я знаю и использую в познании:
- логическое мышление и причинно-следственные связи;
дедукцию и индукцию;
анализ и синтез;
черный ящик и абстракцию;
моделирование и уровень детализации;
и т.д.
Я постараюсь в одной из своих следующих статей предоставить обзор методов и инструментов познания (но не обещаю).
Прежде чем изучать науки следует освоить инструменты познания, тогда, для того чтобы изучить эти крохи, которые мы изучаем в школах и других учебных учреждениях, нужно будет гораздо меньше времени... Да и вообще, освоив эти инструменты, сразу встанет вопрос: а нужно ли изучать то, на чем базируется современное образование?!
Воспитанный человек познает себяЧтобы развиваться и развиваться эффективно, мы должны иметь достоверное представление о том, что мы из себя представляем.
Мы обязательно должны изучать себя, мы должны знать о себе все! Я, как главное знание! Мы должны изучить себя как личность, знать свои страхи, желания, интересы и мотивы. Мы должны понимать причины наших страхов, желаний, интересов и т.д. Мы должны понимать себя, чтобы выбрать самый подходящий для себя жизненный путь или для того, чтобы подготовить себя для какого-то жизненного пути. Мы должны понимать себя, чтобы перестать обманывать себя, чтобы бороться со стереотипами, которые посеяло в нас наше общество или которые передали нам родители по наследству. Мы должны чувствовать, когда мы пытаемся обманывать себя и всеми силами пресекать такие попытки. Мы должны знать насколько мы сильны волей и духом.
Мы должны помнить: познать себя до самой глубины, на 3/4 познать других людей!
Воспитанный человек познает смысл жизниВ совершенствовании человека - смысл жизни... (Максим Горький)
Врут! Нагло врут! те, кто говорят, что нельзя постичь смысл жизни! Его уже давно постигли, и это не следует отрицать! (Цитаты о смысле жизни).
Смысл жизни в развитии своей личности, в гармонии со своим телом, в приобретении мудрости и в просветлении. И этому есть масса доказательств!
Воспитанный человек познает мудрость предковВоспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. (И. П. Павлов)
Воспитанный человек знает, что вся мудрость жизни уже давно постигнута предками и все, что надо, так это познать ее. Никакие современные знания ровным счетом ничего нового в познании жизни не привносят. Все современные знания это решения как запутать людей и сделать из них рабов. Знания же о том, как не быть рабом и жить счастливо, накоплены нашими предками. Именно поэтому мудрость предков старательно скрывается.
К сожалению, мудрость предков дожила до нас только в виде обрывков знаний, с которыми мы сталкиваемся лишь случайно. Мудрость предков была искажена, саботирована, сожжена!
Но воспитанный человек научился познавать мудрость предков по тем обрывкам знаний, которые попадают в "поле зрения", а также изучая важные слова.
Воспитанный человек дисциплинированДисциплина! Дисциплина - это мощнейший инструмент, необходимый для любого развития. Если вы не можете навести порядок в своей жизни, вы не можете реализовать ничего из задуманного вами. Дисциплина - это то, что гарантирует стабильность результата! Воспитание без дисциплины невозможно!
Воспитанный человек изучает иностранные языкиТолько крестьяне знают один лишь свой родной язык.
Иностранные языки - это важные знания! Знание иностранных языков, во-первых, помогает лучше понять родной язык (начните учить и сразу поймете почему), а во-вторых, позволяет расширить круг общения и возможностей. Есть и еще одна важная особенность, знание иностранных языков позволяет не погибнуть вместе с родной культурой - в сложившейся ситуации в нашей стране я нахожу это действительно важным... Знание иностранных языков способствует развитию и выживанию!
Воспитанный человек способен излагать мыслиОдной из важнейших способностей я считаю способность излагать мысли. Я склонен считать, что если человек не способен объяснить/передать знание, то он его просто не до конца понимает. Для меня как раз и является главным показателем того, что я что-то понял то, могу ли я передать это знание другому человеку.
Но гораздо сложнее и важнее излагать свои мысли на письме. Это сложнее потому, что читатель не имеет возможности задавать вопросы, и все, где возникают вопросы, останется непонятым. И важнее потому, что знание, однажды изложенное на бумаге, может быть изучено множеством людей без дополнительных с вашей стороны усилий.
Умение излагать мысль позволяет передавать накопленный опыт и опыт предков другим людям, а также воспитывать молодое поколение.