Недавно знакомая разговорилась с мужем одной своей подруги на такую тему: правильно ли разрешать детям своих друзей называть себя по имени и на "ты", или же нужно обязательно становиться "тетями" и "дядями" с полагающимся обращением по имени-отчеству и на "вы".
Муж подруги удивил тем, что настойчиво повторял: если ребенка с детства не приучить к такой "вежливости", то он всем будет "тыкать" - продавщице в магазине, учительнице в школе, незнакомым взрослым людям. Обращение на "вы" , уверен он - признак воспитания и умения быть вежливым. Ребенок, "тыкающий взрослому" - не уважает последнего.
Я бы, возможно, забыла об этом разговоре, если бы спустя некоторое время после не увидела у одного достаточно известного Интернет- персонажа в списке основных жизненных принципов - "называть на "вы" всех незнакомых людей".
Итак, как же так грамотно обыграть это в детстве, чтобы у ребёнка этот пункт мигал красной лампочкой "по умолчанию"?
Казалось бы, нет ничего проще, однако не стоит забывать, что один и тот же человек может быть для ребёнка тётей Катей, а для остальных - двадцатидвухлетней Катькой с двумя косичками и веснушками. Проблема возникает, когда Катька говорит: "Какая же я тётя? Зачем ко мне на "вы"? Я сама только школу закончила". И спорить не выходит — против желания "клиента" не попрёшь.
Вообще, если честно, это "Вы" для дошкольника лишено смысла. У него в голове это мало общего имеет с уважением, а скорее похоже на имя нарицательное. Даже выглядит как-то слитно, например: "Тётятома, Дядяколя, Алексейиванович". Ребёнок просто слушает, как ему родители представляют человека, как они рассказывают ему о человеке, как этот человек фигурирует в вопросах и запретах — и начинает повторять, не задумываясь. Если акцент не ставится, то дядя Коля может стать для ребёнка Коляном.
Поэтому расставляйте акценты, обращайте на себя внимание ребёнка. Чтобы стать Катей на "ты" - поиграйте с ним в ролевые игры, рассказывайте о своих желаниях и действиях в третьем лице — это нормально, особенно для раннего дошкольного возраста.
Если в близком окружении много людей, которые не хотят быть на "Вы", то вполне возможно, что в общественных местах ребёнок может ошибиться и "тыкнуть" кому-нибудь из незнакомых взрослых. Пока сам он ещё не может точно решить, кого как следует называть, помогите ему обычными повторениями. Незаметно для других выделяйте "Вы" в собственном разговоре с незнакомым взрослым: в автобусе, поликлинике, на площадке. В дошкольном возрасте ребёнок прекрасно может определить категорию людей, которых нужно называть тем или иным способом. Главное, исправлять любой его промах и, таким образом, вырабатывать некое правило, которым он сможет легко пользоваться.
В школьном возрасте эта проблема исчезает, и появляется проблема действительного уважения, которая не столько во внешней обёртке называний, сколько в поведении. Но и это под силу каждому.
Уважайте друг друга!
ИСТОЧНИК