Как человеку с надвигающейся Интернет-зависимостью (уверена, что я не одинока), мне думать на тему детей и компьютера не только интересно, но и полезно. К слову, года два назад я ещё рассуждала о детском мобильном телефоне — нужен или не нужен — но теперь любой родитель, услышав сомнения, посмотрит на меня в лучшем случае с жалостью.
Но вернёмся к компьютерам, пока они ещё стоят обсуждения. Сделать так, чтобы ребёнок не соприкасался с компьютером вообще - не только невозможно, но и не имеет смысла. Однако всё можно дозировать и пускать в полезное русло.
Я не врач, и точные временные интервалы, в течение которых ваш ребёнок будет наиболее комфортно взаимодействовать с ПК, не назову. Но совершенно точно есть несколько правил:
Первое — не находиться перед экраном перед сном, особенно, если ним есть проблемы. Телевизионные мультики не в счет: в них нет активного взаимодействия ребёнка с происходящим на экране. Любая, даже развивающая, игра, где ребёнок управляет героем, историей или решает задачку, может повлиять на эмоциональное состояние гораздо сильнее любого (даже не самого доброго) мультфильма.
Второе — не использовать компьютер всякий раз, как только вам хочется заняться своими делами и отдохнуть. Соблазн тут настолько велик, что детское время, проведённое за монитором, увеличивается в разы, а вы даже можете не заметить этого. Дети за клавиатурой затихают и перестают отвлекать моментально: не надо придумывать им занятия или просить тишины. Без конфликтов, ссор и слёз — "универсальная таблетка", и, как всяким лекарством ею нельзя злоупотреблять. Старайтесь распланировать деятельность ребенка таким образом, чтобы она была разнообразной - даже если ничто так не увлекает, как компьютер.
Теперь от временных рамок можно перейти к наполнению детской виртуальной среды. Этим пестрят магазины и торренты, но вряд ли игра пойдёт на пользу, если вы просто загрузите её и передадите ребёнку бразды правления. Лучше разобраться во всём вместе. Во-первых, со взрослым процесс пойдёт эффективнее: вы сможете объяснить правила и исключите бестолковое нажатие на кнопки. Во-вторых (и это вам на руку) компьютер станет вашей (а не детской) вещью, расписание занятий на которой задаёте именно вы. Пока для ребёнка это не инструмент, а игрушка - иной расклад может быть неудобным.
Как только вы поймете, что с рамками и наполнением всё в порядке — оставьте вашего малыша с компьютером наедине. Если в этот момент включён Интернет, или ребёнок играет в онлайн-игру, то есть шанс, что последняя "пойдёт боком", а гуляние по Сети, напротив, заинтересует.
Конечно, дошкольник ещё не может использовать Интернет как информационный ресурс. Для него это - часто большая, активная картинка, в любое место которой можно нажать и получить новую картинку — такой своеобразный калейдоскоп. Чтобы прогулки по виртуальному миру прошли без жертв, заведите для ребёнка отдельный рабочий стол и регулируйте там настройки так, как вам захочется: заблокируйте всплывающие окна, поставьте "говорящий" антивирус, сделайте удобные закладки (например: YouTube с запросом "советсткие мультфильмы", сайт онлайн-игр, сайт сказок с иллюстрациями), расположите на столе крупные иконки программ для рисования и текстовых программ, ограничьте доступ в важные для вас папки и диски компьютера.
Совсем скоро компьютер из игрушки превратится в ресурс, инструмент и способ общения - появятся новые алгоритмы и правила.
Взрослейте в ногу со временем!
ИСТОЧНИК